В проекте федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов не учтены ряд потенциальных доходов и рисков недополучения средств, совокупный эффект от которых может составить около 1,5 трлн рублей в пользу казны. Такой вывод содержится в заключении Счетной палаты на трёхлетний финансовый план.
Согласно оценкам аудиторов, возможные дополнительные поступления в 2026 году могут достичь 546 млрд рублей, в 2027-м — 587 млрд, а в 2028-м — 665 млрд рублей. В то же время риски недополучения запланированных доходов составляют 118 млрд, 73 млрд и 81 млрд рублей соответственно за указанные годы.
Ключевым источником дополнительных средств станет повышение ставки НДС на 10 процентных пунктов, которое, по прогнозам, принесёт в бюджет 1,7 трлн рублей за три года. Однако, как отмечают в Счетной палате, Минфин не включил в расчёты несколько важных факторов: отмену льготы по НДС на обслуживание банковских карт, распространение налога на услуги процессинга и эквайринга, а также на сделки по продаже исключительных прав на программное обеспечение и базы данных, внесённые в Единый реестр российского ПО.
Дополнительно в бюджет может поступить 52 млрд рублей от акциза на жидкую сталь — при условии, что прогнозы Федеральной налоговой службы (ФНС) окажутся точнее оценок Минфина. Ещё 35 млрд рублей могут быть получены за счёт таможенных сборов, если сбудутся прогнозы Федеральной таможенной службы (ФТС) по объёмам импорта и экспорта, средневзвешенным ставкам платежей и курсу доллара.
Значительный резерв кроется и в приватизации: по оценкам Счетной палаты, доходы от продажи нефинансовых активов могут составить 452 млрд рублей за три года, тогда как в проекте бюджета заложено всего 5 млрд. Аудиторы указывают, что Минфин не учёл большую часть объектов, намеченных к реализации.
Вместе с тем Счетная палата предупреждает и о рисках снижения доходов. В частности, сборы по налогу на прибыль могут оказаться на 74 млрд рублей ниже прогнозируемых — бюджет исходит из уровня собираемости в 99%, чего ранее достичь не удавалось. Дополнительные потери возможны по вывозной пошлине на газ (до 68 млрд рублей), по таможенным пошлинам, уплачиваемым физлицами (55 млрд рублей), а также по дивидендам и доходам от участий в уставных капиталах компаний — до 50 млрд рублей.













