Многие знают, что выпадение волос – частый побочный эффект, связанный с химиотерапией. Однако другим, хотя и частым поздним побочным эффектом лечения рака является аномальный отек одной или нескольких конечностей, известный как лимфедема. Лимфедема чаще всего является результатом обструкции или нарушения лимфатической системы, которое возникает сразу после лечения рака или через 1-5 лет, даже через 20 лет после него.
Однако, в отличие от выпадения волос, которое может произойти через две-четыре недели после начала лечения, симптомы лимфедемы могут проявляться не так быстро. Скрытый период может длиться за несколько месяцев или даже лет до появления явного отека. В течение этого латентного периода изменения в пораженной конечности не могут быть обнаружены объективными измерениями, кроме сохранения других симптомов. Учитывая позднее проявление видимых симптомов, самооценка играет важную роль в раннем выявлении.
Новое исследование, проведенное учеными из Колледжа медсестер Нью-Йоркского университета (NYUCN), изучает достоверность, чувствительность и специфичность симптомов для выявления лимфедемы, связанной с раком груди. Изучение, «Отчет о симптомах при обнаружении лимфедемы, связанной с раком груди,» опубликовано в журнале «Рак молочной железы: цели и терапия», также определяет лучшую клиническую точку отсечения для подсчета симптомов, которая максимизирует сумму чувствительности и специфичности.
Исследователи Нью-Йоркского университета собрали данные о 250 женщинах, разделенных на три группы. Шестьдесят участников были здоровыми взрослыми женщинами, сорок два были выжившими после рака груди, у которых ранее была диагностирована лимфедема, и 148 были выжившими из группы риска.
Здоровые участники были значительно моложе выживших после рака груди с лимфедемой и выживших из группы риска. Также примечательно, что было значительно больше выживших небелых людей с лимфедемой.
«В первой части нашего обзора мы оценили двадцать два симптома, связанных с лимфедемой, связанной с раком груди, а во второй части мы оценили различные размеры симптомов дистресса,» сказал первый автор исследования, Мэй Р. Фу, PhD, RN, ACNS-BC, FAAN, доцент кафедры управления хроническими заболеваниями в NYUCN.
Женщины, которые сообщили о тяжести в руке, твердости руки, повышенной температуре руки, стянутости, ограниченном движении рук, пощипывании и боли в руке, имели более чем в пять раз больше шансов лимфедемы по сравнению с женщинами без этих симптомов, в то время как женщины, которые сообщили об ограниченном движении пальцев, ограниченное движение локтя и ограниченное движение запястья имели более чем в четыре раза больше шансов лимфедемы по сравнению с женщинами без этих симптомов. У женщин, которые сообщили о боли в пораженной руке, вероятность развития лимфедемы почти в два раза выше, чем у тех, кто не сообщил о боли в пораженной руке.
«Несмотря на то, что каждый из этих симптомов и их размеры являются диагностически значимыми, мы обнаружили, что можем отличить здоровых взрослых от переживших рак груди с лимфедемой и тех, кто подвержен риску лимфедемы, по количеству их симптомов,» сказал доктор. Фу.
Диагностическое ограничение по трем симптомам отличало выживших от рака груди с лимфедемой от здоровых женщин с чувствительностью 94% и специфичностью 97%, в то время как диагностическое сечение по девяти симптомам отличало выживших из группы риска от выживших с лимфедемой с чувствительностью 64%. и специфичность 80%.
Доктор. Фу и его команда надеются, что в отсутствие объективных измерений, позволяющих выявить латентную стадию лимфедемы, подсчет симптомов может стать чрезвычайно экономичным инструментом первоначального скрининга лимфедемы и способствовать его использованию в клинической практике.