На заседании 24 октября Совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку на 0,5 процентного пункта — с 17% до 16,5%. Это уже четвёртое подряд снижение в рамках начавшегося в июне цикла смягчения денежно-кредитной политики: ставка тогда была снижена с исторического максимума в 21% до 20%, затем — на 200 б.п. в июле и на 100 б.п. в сентябре.
В сопроводительном релизе ЦБ отметил, что устойчивые инфляционные показатели по-прежнему остаются выше целевого уровня — выше 4% в годовом выражении. При этом экономика продолжает возвращаться к сбалансированному росту, а в последние месяцы усилился рост кредитования. Однако инфляционные ожидания остаются высокими.
Решение о снижении ставки оказалось неожиданным для многих аналитиков: из 30 экспертов в консенсус-прогнозе РБК 17 ожидали сохранения ставки на уровне 17%, шестеро — снижения до 16,5–16%, ещё шестеро прогнозировали падение до 16%.
Тем не менее, регулятор дал умеренно жёсткий сигнал о дальнейшем курсе политики:
«Банк России будет поддерживать такую жёсткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели. В базовом сценарии это предполагает среднюю ключевую ставку в диапазоне 13–15% в 2026 году и означает продолжительный период жёсткой ДКП. Дальнейшие решения будут зависеть от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий».
Ухудшение инфляционного прогноза
ЦБ повысил прогноз по инфляции на 2026 год: вместо ранее ожидаемых не более 4% теперь прогнозируется 4–5%.
«Устойчивая инфляция достигнет 4% во втором полугодии 2026 года. В 2027 году и далее годовая инфляция будет находиться на целевом уровне», — уточнил регулятор.
По состоянию на 20 октября годовая инфляция составила 8,2%, а по итогам 2025 года ожидается в диапазоне 6,5–7%. Сезонно скорректированный темп роста цен ускорился до 6,4% в годовом выражении (против 4,4% во втором квартале). Базовая инфляция — 4,3%.
Ускорение цен связано с разовыми факторами: ростом стоимости бензина и нехарактерно высоким подорожанием плодоовощной продукции осенью.
Инфляционные ожидания и налоги
Ожидания населения в сентябре остались на уровне 12,6% — минимальном с сентября 2024 года. Однако бизнес стал более пессимистичен: индекс ценовых ожиданий предприятий вырос до 19,6% — это первый значительный рост с января. ЦБ связывает это с повышением налогов с 2026 года.
Новые налоги в краткосрочной перспективе окажут проинфляционное влияние — их вклад в рост цен может составить 0,6–0,7 п.п., оценивал зампред ЦБ Алексей Заботкин. Однако в долгосрочной перспективе регулятор считает налоги дезинфляционным фактором, поскольку они не создают устойчивого давления на цены, в отличие от роста бюджетного дефицита.
Риски и внешний фон
ЦБ констатировал, что проинфляционные риски усилились и сейчас преобладают над дезинфляционными на среднесрочном горизонте. Среди ключевых факторов —
- отклонение экономики от траектории сбалансированного роста,
- высокие инфляционные ожидания,
- повышение НДС,
- ухудшение условий внешней торговли, включая санкции США против «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа», введённые накануне.
«Дальнейшее замедление мировой экономики и падение цен на нефть в случае эскалации торговых конфликтов могут оказать проинфляционное давление через ослабление рубля», — предупредил регулятор.
Кроме того, дезинфляционный эффект бюджета-2025 окажется слабее, чем ожидалось ранее.
«На среднесрочном горизонте бюджетная политика будет способствовать снижению инфляции. Однако при изменении её параметров может потребоваться корректировка денежно-кредитной политики», — резюмировал Банк России.













