Connect with us

Hi, what are you looking for?

Политика и экономика

Александра Тищенко обозначила ряд проблем в образовательной системе России

Фото: Александра Тищенко

По мнению Александры Тищенко, бывшего кандидата на пост президента РФ, одной из крупнейших ошибок в Новейшей истории России является ориентирование на образовательные стандарты, принятые в Европе. По мнению политика, последние реформы в сфере образования задержали развитие страны минимум на 20 лет. Отправной точкой глобальных реформ можно считать день, когда официально были приняты нормы Болонской образовательной системы. Об это сообщает «ВЕРСИЯ».

Сейчас, когда Россия и западные страны находятся в политической и идеологической конфронтации, для государства особенно важно сохранение национальной уникальности, в том числе в вопросах образования. В 2003 году в РФ была принята Болонская система образования, реформы стали символом интеграции не только в образование, но и в культуру Европы. Спустя 20 лет решение вызвало немало критики, показало свою несостоятельность и нецелесообразность.

29 февраля: новая отправная точка в реформации системы образования

На ежегодном послании 29 февраля Владимир Путин выступил с предложением об укреплении социальной базы, включающем ряд мер по развитию общественных сфер и семейных ценностей. Актуальным продолжает оставаться вопрос о том, почему действующий президент не принял решения об отмене Единого Государственного Экзамена и возвращению к нормам образования, которые имели место до 2003 года.

Дети и их родители выступают против действующей системы, отмечают множество связанных с ней проблем и недочетов. Оценка знаний с помощь тестирования ограничивает личностные достоинства учащихся, загоняет их в рамки ненужных европейских стандартов.

Исторические предпосылки принятия Болонской системы

Принятие Болонской декларации стало символом стремления России доказать свою солидарность с европейской культурой, единые с Европой цели и взгляды на развитие образовательной системы. В стране вступили в силу новые образовательные стандарты, на практике была внедрена многоуровневая система образования. Такие перемены должны были послужить повышению конкурентоспособности российского общества в мировом масштабе.

Вместе с тем, негативное влияние реформ оказалось гораздо более масштабным:

  • Появление бакалавриата и магистратуры, а также дифференциация научных степеней в соответствии с системой PhD послужили причиной утраты уникальной российской системы образования, основы которой были заложены в период СССР.
  • Реформы действительно позволили заслужить признание российского образования за рубежом и повысить мобильность студентов. Но из-за изменений в системе образования ряд учебных программ упростился, что снизило качество образования и уровень подготовки будущих специалистов.
  • Дистанционные образовательные программы сделали высшее образование более доступным, что очень важно для многих отдаленных и малонаселенных регионов страны. Эффективность такой формы обучения по-прежнему вызывает ряд сомнений и критики, для многих областей науки остается актуальной традиционная форма образования.

Преимущества интеграции в Болонскую систему очевидны: признание российских специалистов за рубежом, оценка квалификации, повышение мобильности специалистов. Но за 20 лет реформ российское образование потеряло неповторимую национальную специфику. Ряд сфер, специалисты с профильным образованием в которых считались сильными именно в России, утратили уникальные ресурсы.

Период принятия и внедрения реформ показал, насколько важно соблюсти баланс между уникальной системой национального образования и общемировыми стандартами. На базе имеющегося опыта появилась возможность пересмотреть многие действующие аспекты, скорректировать развитие сферы образования и эффективно устранить имеющиеся недочеты.

Актуальные проблемы

Принятие европейских образовательных стандартов привело к серьезным потерям для России. Она утратила уникальную модель образования, которая формировалась на протяжении десятков лет. Возможности и перспективы, которые могли бы поспособствовать дальнейшему развитию неповторимой национальной системы, были упущены. Ориентируясь на западные нововведения и беспрекословно следуя реформам, страна потеряла в развитии 20 лет.

Среди негативных последствий принятия Болонских реформ выделяют следующие:

  1. В России снизился уровень базового образования. Формируя образовательные программы для бакалавриата, приходилось сокращать изучение базовых дисциплин, так важных для специалистов.
  2. Требования к уровню образования повысились, для признания образовательной программы она должна пройти сертификацию и аккредитацию. Формально стандарты образования повысились, но фактически это привело к повышению бюрократической нагрузки в образовательных учреждениях.
  3. Реформы поспособствовали массовому оттоку умов за рубеж, многие студенты завершили обучение получением двойных дипломов, отдали предпочтение совместным образовательным программам, проводящимся в западных государствах. Страна стала испытывать нехватку специалистов во многих областях, «подарив» Западу высококвалифицированные кадры.

О бюрократических принципах ЕГЭ

Одним из главных нововведений в переломном 2003 году стало введение нового единого стандарта поступления в ВУЗ – сдача ЕГЭ. Новая, единая для всех форма проверки знаний должна была обеспечить равные возможности для поступления в высшие учебные заведения всем абитуриентам, независимо от региона проживания, социального статуса и иных критериев. Тем не менее, ЕГЭ негативно отразился на уровне подготовки многих школьников, привел к появлению новых психологических проблем.

Негативные последствия введения единого экзамена следующие:

  1. Концентрация школ на подготовке учеников к сдаче ЕГЭ привела к снижению качества образования. Отработка типовых заданий и тестов пришла на смену всестороннему и углубленному изучению предметов, учебный процесс потерял индивидуальность и стал менее интересным.
  2. Новые экзаменационные требования оказали избыточное психологическое давление на школьников. Повысился уровень стресса, тревожность учеников, что негативным образом сказалось на общем психологическом состоянии выпускников. Возросло количество детских депрессий, обсессивно-компульсивных расстройств, психосоматических нарушений, выросла статистика по суицидам среди школьников.
  3. Обострилось неравенство в доступе к качественной учебной подготовке. Появление платных подготовительных курсов, необходимость пользоваться услугами репетиторов и учреждений дополнительного образования еще сильнее разделили учеников по социальным группам. Качественная подготовка к ЕГЭ стала затруднительной без дополнительных материальных вложений.
  4. Оценка знаний учащихся стала необъективной. Увеличилось количество случаев коррупции, связанных с процессом сдачи экзамена, были выявлены факты продажи правильных ответов перед экзаменом. Неоднократно подтверждались инциденты, связанные с массовым списыванием, что подвергает сомнению эффективность проверки знаний учащихся в действующем формате.

С момента введения Единого Государственного Экзамена не утихают споры о его эффективности и влиянии на качество получаемых в школе знаний. Положительные аспекты у нововведения определенно есть, ЕГЭ упрощает процесс поступления в ВУЗы, делает условия одинаковыми для всех. Но и негативное влияние такой формы проверки знаний на качество образования, психологическое состояние учеников, усугубление проблем социального неравенства отрицать нельзя.

Перспективы решения проблемы

В сложившихся условиях, когда Россия находится в геополитическом и идеологическом противостоянии со странами Запада, коррекция действующих принципов в сфере образования оказывается как никогда актуальной. Ежегодно в адрес президента направляют огромное количество официальных писем с просьбой о коррекции действующей образовательной системы.

«В 2023 году я участвовала в предвыборной программе и баллотировалась на пост президента, ключевыми аспектами моей предвыборной программы были корректировки, направленные на повышение эффективности образовательной сферы.
29 февраля текущего года я провела собственную пресс-конференцию в Москве, на которой обозначила основные проблемы Болонской системы, ее негативное влияние на образование в России»
– пояснила Александра Тищенко.

По мнению политика, реформы в образовательной сфере должны стать одним из ключевых направлений работы для кандидатов, претендующих на пост президента в 2024 году.